Контроль переводов физических лиц: чего ожидать криптобиржам и казино

Контроль переводов физических лиц

В интернет-сети появились данные о том, что Центральный Банк планирует собирать сведения о денежных транзакциях физических лиц для того, чтобы вести активную борьбу с криптообменниками и онлайн-казино. При этом у многих возникает вполне логический вопрос: будет ли этот контроль распространяться далее и есть ли причины для волнений у микробизнеса.

Как утверждают проверенные источники, представители Центробанка отправили банковским учреждениям новую форму отчетности, с помощью которой смогут собирать сведения обо всех платежах между физическими лицами, а в некоторых случаях – личную информацию получателей и даже отправителей.

Согласно сообщению, полученному от регулятора, в настоящий момент проводятся консультации с банками. Предполагается, что о тотальном контроле речь не идет. Вместе с этим планируется получение обезличенных сведений с целью обнаружения «отдельных зон риска». В частности, речь идет о транзакциях, проводимых клиентами онлайн-казино и пользователями криптообменников.

Многих интересует вопрос: когда именно Центробанк планирует осуществлять контроль над каждой отдельной денежной транзакцией, чем это обернется для мелких предпринимателей, начиная от репетиторов и заканчивая сантехниками. Также открытым остается вопрос и касательно того, не начнет ли увеличиваться доля наличных платежей в денежных расчетах. После некоторых аргументированных ответов представителя ЦБ стали меньше дискутировать на эту тему, однако есть определенный смысл, чтобы глубже рассмотреть этот интересующий многих вопрос.

Цифровой рубль или чего следует ожидать в будущем

Цифровой рубль или чего следует ожидать

На протяжении нескольких лет не только в РФ, но и во многих зарубежных странах активно обсуждается возможность применения современных технологий, с помощью которых можно не только собирать, но и обрабатывать информацию. Это позволяет оптимизировать надзор и процесс регулирования. В результате стремительного развития технологий удалось добиться того, что регулятор (он же Центробанк), Росфинмониторинг, а также налоговая служба вправе заниматься сбором и осуществлять контроль информации по каждому платежу. В скором времени это может привести к тому, что надзор будет включать в себя уже не только общие (интегрированные) показатели, но и более детальные показатели по счетам и денежным транзакциям. Все это в будущем приведет к появлению такого понятия как цифровой рубль и реализации многих других инициатив регулятора. Речь идет о системе быстрых платежей, единой биометрической системе и так далее.

Таким образом, целесообразнее говорить не о наличии самой возможности осуществлять сбор подробных сведений, а то, каким видит регулятор использование этой возможности.

Если основательно подойти к этому вопросу и предположить, что регулятор теоретически располагает необходимой базой данных, то первое, чего следует ожидать – разделения этой базы на дополнительные кластеры. Вместе с этим физические лица – отправители и получатели – будут объедены в отдельный блок по схожему платежному поведению. Целесообразно в данном случае будет применять и другие информационные системы государственного назначения (их насчитывается несколько десятков) – реестры недвижимости, например.

После этого нужно проанализировать, у каких из блоков есть сходство с предпринимательством. К примеру, если человек регулярно в середине месяца получает определенную сумму денег и при этом является владельцем двух квартир, то с высокой долей вероятности можно сказать, что одна из квартир сдается в аренду. Для большей наглядности эти сведения можно дополнить с геолокациями отправителя и получателя, в результате чего нарисуется более понятная картина сложившейся ситуации.

Теперь вполне логичен вопрос: что делать с этими данными? Вероятнее всего, для начала регулятор может автоматически запросить предоставление простой уведомительной формы ответа. Ее получение будет способствовать улучшению работы системы в целом.

Вместе с этим лицам, которые работают не совсем «чисто» с точки законодательства, захочется обойти систему. Сделать это они могут при помощи рандомных платежей, которыми можно разбавить регулярно поступающие транзакции. Как пример – вносить оплату за квартиру частями и в случайные числа месяца. Это негативно отражается на кластеризации, хотя и говорить о том, что задача – нерешаемая, тоже не приходится.

Согласно статистике, оборот денежных переводов с карты на карту составляет триллионы рублей в год. В месяц таких транзакций проводится десятки миллионов. Подавляющее их большинство приходится на серое микропредпринимательство. У государства есть полное право на то, чтобы сделать более жестким подход к регистрации микробизнеса. Это право появилось после предоставления всем желающим возможности платить небольшой налог на самозанятых.

Из этого следует, что именно базы денежных платежей и будут выступать в качестве эффективного инструмента для ужесточения. Для решения проблем ложных срабатываний, вероятнее всего, будут использоваться нейронные сети. Благодаря этому удастся обнаружить связи различных факторов, которые на первый взгляд могут казаться неочевидными для аналитических специалистов.

Нужно ли начинать волноваться?

Нужно ли начинать волноваться

Сразу отметим, что в этом нет большой необходимости. Объясняется это большой степенью открытости человека государству за счет того, что социальные сети, банковские учреждения, различные приложения знакомств и так хранят огромный объем личной и контактной информации пользователя.

Что касается налоговой службы, то ее представители могут заинтересоваться практически любым человеком, от этого никуда не деться. Все, кто пытается быть максимально осторожными, в качестве оплаты могут принимать наличные деньги за оказанные услуги. Однако рано или поздно наступит момент, когда средний объем наличных денег в бюджете среднестатистического человека будет уменьшаться. Вместе с этим предпосылки, что наличный оборот начнет увеличиваться в ближайшее время, тоже отсутствуют. Это по большому счету связано с недавней пандемией коронавируса и внешней политикой в целом.

Нужно заранее приготовиться к тому, что будут иметь место различные нелепые истории по типу того, что честными и добросовестными гражданами могут заинтересоваться регуляторы из-за денежных сборов на корм бездомным животным или ремонтные работы по установке входной двери в подъезд многоэтажки. Однако в ближайшем будущем планируется системное улучшение качества налогообложения. Кроме того, в дальней перспективе планируют исключить из него ручной труд и человеческие ошибки, поэтому системный тренд в данном ключе окажется вполне правильным.